В современном мире мы не представляем нашу жизнь без использования разнообразной бытовой техники, работающей от электричества, что создает нам комфорт и удобства. Но необходимо помнить, что любая бытовая техника, работающая от электричества, реагирует на скачки напряжения.
Требования к качеству подаваемой электрической энергии потребителям предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а это:
•-постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014)
•- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается
Причины скачков и отклонений от номинальных значений:
•аварии на подстанции, среди которых замыкания на ЛЭП (линиях электропередач);
•импульсные скачки напряжения из-за молнии;
•обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
•повреждения кабеля при копке траншей;
•отключение электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения.
•перекос фаз, приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.
Виновным лицом может быть:
— энергоснабжающая организация: если причиной выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;
— организация, обслуживающая общее имущество жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего, либо включая внутриквартирную сеть, если пострадавший собственником не является;
— третье лицо (подрядчик работ, соседи): если их действия привели к сбою в электрической сети дома.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Что делать, если факт перенапряжения уже состоялся и бытовая электротехника перегорела?
1.Сообщить о случившемся в аварийно-диспетчерскую службу для фиксации факта скачка напряжения.
2. Написать заявления в управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию с запросом заключения, содержащего сведения о причине перепада напряжения.
3. При возникновении ущерба имуществу, получить в ремонтной организации заключение (акт, заказ-наряд), документ об оплате за проведение ремонта бытовой техники (чеки, счета об оплате за ремонт, покупку запасных частей).
4. Обратиться в письменной форме с претензией к организации, причинившей вред имуществу для возмещения убытков.
5. При отклонении претензии полностью или частично, либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки (10 дней), гражданин имеет право обратиться с иском в суд.
Будьте бдительны!