Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания (далее — Правила).
При растущем спросе на услуги общественного питания, потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами. Одним из типов предприятий общественного питания является ресторан. Согласно абзацу второму пункта 19 Правил исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
То есть организации общественного питания вправе с согласия потребителя на оплату чаевых отразить их в чеке в качестве выручки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмо от 30 сентября 2020 года N 02/20213-2020-27).
Таким образом, Правилами обеспечивается реализация статьи 16 Закона согласно которой «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)» (пп. 5 п. 2 ст.16 Закона) и «продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату» (пункт 3 ст.16 Закона).
Контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оказания услуг общественного питания осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.