Платные медицинские услуги — услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Отношения между исполнителем и потребителем в сфере медицинских услуг, предоставляемых на платной основе, регулируются следующими основными нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее — Закон), Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 №736 (далее — Правила). При этом отметим, что Правила вступили в законную силу с 01.09.2023 года (взамен от 04.10.2012 №1006) и имеют ограниченный срок действия — 01.09.2026 года.
Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
На основании п.13 Правил исполнитель — юридическое лицо обязан предоставить потребителю и (или) заказчику информацию: об адресе, свой основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, а также адрес своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии).
На основании п.14 Правил исполнитель — индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю и (или) заказчику следующую информацию:
— основной государственный регистрационный номер;
— фамилия, имя и отчество (при наличии);
— адрес (адреса) места жительства и осуществления медицинской деятельности;
— адрес своего сайта в сети «Интернет» (при его наличии);
— методы оказания медицинской помощи, связанные с ними риски, виды медицинского вмешательства, их последствия и ожидаемые результаты оказания медицинской помощи.
Важно! Договор заключается потребителем и (или) заказчиком с исполнителем в письменной форме.
Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона.
Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления потребителем и (или) заказчиком частичной или полной оплаты по нему все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем без согласия потребителя и (или) заказчика.
При заключении договора исполнитель представляет потребителю и (или) заказчику подтверждение заключения такого договора. Указанное подтверждение должно содержать номер договора или иной способ идентификации договора, который позволяет потребителю и (или) заказчику получить информацию о заключенном договоре и его условиях.
Напомним о некоторых новеллах, которые необходимо внести в договор:
- условие о том, что пациент уведомлен о необходимости соблюдения режима и правил поведения пациента в медицинских организациях;
- паспортные данные пациента (и плательщика, если за пациента оплачивает другое лицо, при этом нужно заключать договор в 3 экземплярах, если же пациент и плательщик — одно лицо, то, как обычно, в 2 экземплярах) и данные свидетельства о рождении ребенка или паспорта подростка (с 14 до 15 лет). Копии документов при этом брать не нужно, можно заполнять по фото на телефоне;
- включить условие о том, что по заявлению пациента ему бесплатно выдаются выписка, результаты анализов и исследований, копия медицинской карты;
- если есть изменения от первоначального плана в сторону увеличения стоимости, то необходимо или согласовать письменно новый план, или сделать дополнительное соглашение к договору;
- по заявлению пациента теперь придется выдавать копию договора с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (раньше можно было не выдавать, выдавали просто справку о лечении);
- можно заключать договор на бронирование приема дистанционным способом через сайт.
- возможность анонимного приема остается.
Согласно п.35 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
В случае, если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.
За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п.51 Правил).
Согласно п.1 ст.29 Закона потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Обращаем внимание, что в порядке ст.14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.
В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, в соответствии со ст.15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера имущественного вреда.
Кроме этого, с 1 сентября 2023 года вступили в силу правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2023г. №129.
Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг предусматривают, что исполнитель (например, фитнес-клуб) должен довести их до сведения потребителей и заказчиков физкультурно-оздоровительных услуг. Это нужно будет сделать наглядным и доступным способом. Речь идет о размещении правил оказания физкультурно -оздоровительных услуг на сайте, информационном стенде, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», странице в социальных сетях.
Порядок определения стоимости оказания физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых организациями, являющимися автономными, бюджетными или казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Организации иных организационно-правовых форм устанавливают стоимость оказания физкультурно-оздоровительных услуг самостоятельно.
Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать правила посещения организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные услуги, и пользования физкультурно-оздоровительными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации и правилам оказания физкультурно -оздоровительных услуг.
При выборе исполнителя физкультурно-оздоровительных услуг необходимо обратить внимание на то, какая информация предоставляется потребителям, каким образом оформляется договор. Исполнитель обязан до заключения договора, а также в период его действия, предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора:
— перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, форм и (или) условий их предоставления, в том числе информация о форме и порядке их оплаты;
— сведения о сроках оказания физкультурно-оздоровительных услуг;
— сведения об условиях изменения или расторжения договора;
— перечень и цена дополнительных платных физкультурно-оздоровительных услуг (при наличии), оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и оплаты;
— перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— способы оплаты физкультурно-оздоровительной услуги;
— адрес, по которому принимаются претензии потребителя (заказчика);
— номера телефонов исполнителя;
— информация о Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Информация предоставляется исполнителем таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с ней неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени исполнителя, доводится до сведения потребителя (заказчика) в наглядной и доступной форме (информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», страница в социальных сетях).
При недоведении исполнителем до сведения потребителя (заказчика) информации об адресе для направления претензий такие претензии потребителя (заказчика), направленные по адресу фактического осуществления деятельности исполнителя, считаются полученными исполнителем. При этом при заключении договора дистанционным способом претензии потребителя (заказчика) могут быть направлены на адрес электронной почты исполнителя.
Договор оказания физкультурно – оздоровительных услуг может быть заключен в письменной форме, в том числе дистанционным способом с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.
При заключении договора с потребителем (заказчиком) дистанционным способом исполнитель предоставляет потребителю (заказчику) подтверждение заключения договора на условиях оферты, которая содержит существенные условия договора, после получения исполнителем сообщения потребителя (заказчика) о намерении заключить договор. Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю (заказчику) получить информацию о заключенном договоре и его условиях.
Владельцам спортивных клубов и их клиентам следует внимательно изучить условия договора физкультурно – оздоровительных услуг, что может избавить вас от некоторых неожиданностей в повседневной практике.
Договор с клубом – главный документ, который регламентирует все стороны взаимоотношений исполнителя и заказчика. Договоры должны соответствовать действующему законодательству о защите прав потребителей. Несоответствие законодательству о защите прав потребителей, регламентирующего отношении исполнителя и заказчика, рассматриваются как недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителей ничтожны.
Исполнитель физкультурно-оздоровительных услуг не вправе без получения согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от таких услуг, а если они оплачены вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Оплата услуг потребителем (заказчиком) путем перевода средств на счет третьего лица, указанного исполнителем, не освобождает исполнителя от обязанности осуществить возврат уплаченной потребителем (заказчиком) суммы как при отказе от исполнения договора, так и при оказании физкультурно-оздоровительных услуг ненадлежащего качества.
При оказании физкультурно-оздоровительных услуг исполнитель обеспечивает соблюдение требований к качеству их оказания в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Исполнитель обязан обеспечить инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья условия для беспрепятственного доступа к местам оказания физкультурно-оздоровительных услуг, установленные законодательством Российской Федерации.
Порядок учета, хранения и утилизации (уничтожения) забытых вещей потребителя (заказчика) у исполнителя определяется исполнителем.
Напоминаем о работе государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru
На портале размещена нормативная база по защите прав потребителей, международные и региональные нормативные акты, информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, информация по фальсифицированным продуктам.
Телефонный номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 800-555-49-43 (по России звонок бесплатный).
Адрес: г. Новосибирск, ул. Спартака, д.8д, каб. №17,
тел. 8 (383) 223-97-86.
Часы работы с 08-00 до 16-30 (с пн.-пт.) Обед: с 12.00 до 12.30
эл. почта: kc_zpp_nsk@mail.ru